1. Используемые породы дерева

Для освоения элементов резьбы и выполнения орнаментов самым подходя­щим материалом является липа. Этот мяг­кий, пластичный и доступный материал незаменим для мелкой и ювелирной резь­бы. Токарные и столярные заготовки до­машней утвари и различных поделок сей­час легко купить в художественных сало­нах, на ярмарках, рынках и вернисажах.

Из числа мягких лиственных пород близкими по качествам к липе являются ольха, осина и тополь. Однако их отли­чия от липы при резьбе весьма ощутимы. Ольха, например, под резцом больше скалывается и крошится, а при работе с осиной и тополем инструмент начинает вязнуть.

Мягкие хвойные породы имеют осо­бенности, которые не могут быть исполь­зованы как достоинства в мелкой плоско­рельефной и рельефной резьбе. Ярко вы­раженная текстура сама по себе является украшением изделий и сводит на нет пре­имущества изящной резьбы, которая смо­трится как рябь на фоне текстуры.

При резьбе по хвойным породам из-за различной плотности самих слоев (ран­ней и поздней древесины) и смолистости древесины плавно и равномерно вести ре­жущий инструмент достаточно сложно.

Хвойные породы традиционно исполь­зуют в крупных, монументальных рабо­тах. Технология резьбы по твердым поро­дам древесины в книге не дана, так как для этого требуется иная заточка инструмен­та, другой подход в технологии обработ­ки, да и невозможно исполнить в твердом материале большинство представленных в книге изделий.

Советы по выбору древесины даны с учетом личного опыта и преподавания и адресованы в основном начинающим рез­чикам.

Хорошее знание одного материала да­ет преимущества в обучении резьбе, так как внимание при изучении приемов и поведения древесины под резцом на раз­личных участках не рассеивается на осо­бенности и различия, которые имеет каж­дая порода древесины. Более того, каждое дерево одной породы и даже отдельной доски одного ствола могут значительно отличаться.

С опытом работы по древесине появля­ется и навык в ее выборе.

При выборе заготовок из липы (белья) необходимо знать следующее:

- древесина должна быть равномерно бело-розового цвета без зеленоватых и сероватых полос; последнее свидетельст­вует о ранней стадии загнивания древе­сины;

- яркая текстура у липы часто является признаком слишком рыхлой древесины;

- предпочтительна древесина комле­вой (нижней) части ствола;

- древесина молодых деревьев, как пра­вило, более рыхлая;

- при покупке заготовок следует обра­щать внимание на ее внутренние поверх­ности. Большое количество выбоин и ше­роховатостей чаще говорит не о плохой заточке токарного инструмента, а о рых­лой древесине.

2. Заготовка древесины

Заготавливать древесину для резьбы лучше зимой, когда в ней меньше сока. Ес­ли есть возможность оставить дерево на месте спиливания, то можно воспользо­ваться народным методом сушки. Для это­го дерево спиливают весной при появ­лении первых листочков и оставляют целиком с ветками и корой на все лето до первых заморозков. Под ствол на землю подкладывают чурбачки, а торец в месте спила покрывают различными маслами, олифой, лаками, масляной краской, пино-тексом и т.п. Для роста листьев дерево ис­пользует влагу, имеющуюся внутри ство­ла, что приводит его к естественному за­сыханию.

При любой заготовке древесины следу­ет обязательно соблюдать некоторые пра­вила:

- торцы стволов деревьев сразу после спиливания следует обработать водо- и воздухонепроницаемыми растворами (красками, лаками, олифой, пинотексом), иначе трещины и бактерии испор­тят заготовленный материал, либо значи­тельную его часть. Следует отметить, что если не замазать торцы плодовых деревь­ев сразу после спиливания, то заготовка (чурбак) может растрескаться за несколь­ко часов;

- ствол дерева можно распилить на чурбаки различной величины. При этом необходимо учитывать припуск к размеру будущего изделия - 15-20 см с обеих сто­рон чурбака на возможные трещины;

- если древесину планируется исполь­зовать в мелких изделиях, то чурбак следу­ет поколоть на горбушки или распилить на доски. Так древесина высохнет значи­тельно быстрее;

- хранить чурки, доски и чурбаки сле­дует в сухом, проветриваемом помеще­нии (не на сквозняке) подальше от ото­пительных приборов. Свежеспиленные доски, как правило, сушат в штабелях, проложив между ними рейки и бруски, чтобы их поверхности не соприкаса­лись друг с другом. В том случае, если этого не сделать, то они позеленеют, по­темнеют и загниют;

древесина темнеет, если ее хранить ря­дом с металлом.

В досках и горбушках древесина липы высыхает до необходимой для резьбы влажности за полгода, в чурбаках - за 1-2 года в зависимости от размеров, условий хранения, периода заготовки, плотности древесины и других факторов.

Твердые породы сохнут до необходи­мой влажности при естественной сушке очень долго. Дуб, например, до 7 лет в чур­баках. Иногда заготовки из него вымачи­вают несколько лет в воде, в этом случае его называют мореным дубом.

Производственную сушку древесины проводят в лесосушильных камерах, в эле­ктрическом поле токов высокой частоты, в гидрофобных жидкостях (маслах, мас­ляных антисептиках, парафине и петро-латуме).

Однако при сушке древесины в жидкос­тях она пропитывается последней, что бы­вает весьма нежелательно, например, для столярных и токарных работ. Этот способ годится для скульптурных работ и домаш­ней утвари.

Если необходимо высушить материал за минимально короткий срок, можно использовать следующие народные спо­собы.

Первый способ

В условиях городской квартиры свеже­спиленную доску следует обернуть в 5-15 слоев бумаги и положить в целлофановый пакет с небольшими отверстиями по всей его поверхности. Доску или заготовку в пакете кладут на батарею центрального отопления или на солнце.

Для дощечки толщиной 2-3 см доста­точно нескольких дней, чтобы она стала пригодна к работе. Бумагу надо менять не­сколько раз в день, а дощечку переворачи­вать с одной стороны на другую. Недоста­ток этого способа в том, что доски при сушке коробятся, но этот дефект можно устранить строганием.

Второй способ

Заготовки выпаривают или выварива­ют в воде в течение 3-4 часов. Древесина при этом заметно розовеет, становится

пластичной и мягкой. Пока древесина влажная (после вываривания), она легко обрабатывается. Такой способ хорош, ес­ли необходимо сделать долбленую до­машнюю утварь или мелкую поделку, но работать придется быстро, не более 2-3 дней. Однако если для изготовления изде­лия необходим более продолжительный период времени, нужно помнить, что дре­весина может полностью высохнуть и стать тусклой и твердой.

Вываренную чурку или горбушку обра­батывают равномерно по всей поверхнос­ти так, чтобы не было большой разницы в толщине заготовки.

Если нужно сделать перерыв в работе, то изделие помещают в целлофановый па­кет со стружкой или влажной соломой и завязывают. Но более чем на сутки так ос­тавлять изделие нельзя - оно начнет плес­неветь. Если оставить неравномерно об­работанную заготовку на открытом возду­хе, она высохнет и может потрескаться и стать твердой.

По слишком сырой или свежеспиленой древесине резать нельзя, так как дре­весная влага не позволяет сделать чис­тый срез, заготовка сильно скрипит, мнется и режется с большим усилием. Инструмент идет прерывисто, соскаль­зывает и тупится.

После сушки на улице древесина имеет влажность 18-25 %, режется легко, меньше скалывается. Это в основном относится к таким породам, как липа и ольха. Древеси­на, хранящаяся в домашних условиях, имеет влажность 8-15 % и иногда требует увлажнения.

Но надо помнить, что осина при увлаж­нении становится более вязкой, береза может сильно покоробиться и дать трещи­ны. Твердые породы для резьбы не увлаж­няют из-за возможности растрескивания после высыхания изделия.